суббота, 12 января 2013 г.

Российские либералы кадеты и октябристы 3/10




IV. Суд
27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 г. устанавливающих отделение судебной власти от админист­ративной (несменяемость, независимость и гласность суда и равен­ство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; Ь) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские дол­жности или перемещение судей, а тем более в производство су­дебных дел устраняется. Судьи наград не получают; с) ответст­венность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тя­жестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подле­жат все преступления государственные и против законов о печати. 4 Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; е) восстановляется принцип единства кас­сационного суда; f) адвоката организуется на началах истинного самоуправления.
28. Независимо от этого, в осуществление наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, навсегда; Ъ) вводится ус­ловное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное наг чало.
29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовно­го уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.
V. Финансовая и экономическая политика
30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или сво­им размерам расходов и соответственное увеличение затрат госу­дарства на действительные нужды народа.
31. Отмена выкупных платежей.
32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее по­нижение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.
55

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивного под­оходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство. ^
34. Соответствующее положению отдельных производств пони­жение таможенных пошлин в видах удешевления предметов на­родного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.
35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мел­кого кредита.
VL Аграрное законодательство
36. Увеличение площади землепользования населения, обраба­тывающего землю личным трудом, как то: безземельных и, мало­земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев — государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той жб цели за счет государства и потребных размерах частновладельче­ских земель с вознаграждением нынешних владельцев по справед­ливой (не рыночной) оценке.
Примечание. Цена земли определяется по нормальной для данной местности доходности при условии самостоятельного веде-» ния хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.
37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земель-; ный фонд м. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользо­вание личное или общинное и т.д.), должны быть установлены со­образно с особенностями землевладения и землепользования в раз­личных областях России.
38. Широкая организация государственной помощи для пересе­ления, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Ре­организация межевого дела, окончание размежевания и другие ме­ры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения! сельского хозяйства. i
39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспе­чения права возобновления аренды, права арендатора, в случае пе­редачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но не ис­пользованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение при­мирительных камер для регулирования арендной платы и для раз? бора споров и несогласий между арендаторами и землевладельца­ми. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабаль­ный характер сделок в области земельных отношений.
40. Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелие Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за
56

правильным применением законодательства по охране труда в этой области и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.
VII. Рабочее законодательство
41. Свобода рабочих союзов и собраний.
42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.
43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраня­ющих интересы трудящихся.
44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.
45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.
46. Учреждение примирительных камер из равного числа пред­ставителей труда и капитала для нормировки всех отношений най­ма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочим и предприни­мателями.
47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.
48. Государственное страхование на случай старости и неспо­собности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.
49. Установление уголовной ответственности за нарушение за­конов об охране труда.
УШ. По вопросам просвещения
Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:
50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, свя­занных с полом, происхождением и религией.
51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешколь­ного просвещения; свобода преподавания.
52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от ни­зшей ступени к высшей.
57

53. Полная автономия и свобода преподавания в универс и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение пл ты за слушание лекций. Организация просветительной работы сшей школы для широких кругов населения. Свободная оргят ция студенчества.
54. Количество средних учебных заведений должно быть ув личено соответственно общественной потребности; плата в должна быть понижена Местным общественным учрежд должно быть предоставлено широкое участие в постановке уче но-воспитательного дела
55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучена в начальной школе. Передача начального образования и заведова­ние органов местного самоуправления. Организация органами само­управления материальной помощи нуждающимся учащимся,
56. Устройство органами местного самоуправления образова­тельных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.
57. Развитие профессионального образования.
Законодательные проекты и предположе­ния партии народной свободы. 1905—1907 гг. / Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф. Кокошки-на, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева и кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907. С. XI— XDC
ПРОГРАММА «СОЮЗА 17 ОКТЯБРЯ»35
Высочайший манифест 17 октября 1905 года, являющийся! дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 г. о Государствен­ной думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с царем, в государственном строительстве. Народному, представительству, прочно опирающемуся на широкие народные массы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных щ' силу своего авторитета, из общего избирательного права, мани-{ фест предоставляет выдающееся влияние в делах законодатель­ства и управления страной. Как непременное условие для осу­ществления этих прав политической свободы и для упрочения начал гражданской свободы устанавливаются, в качестве основ­ных элементов правового строя, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Таким об­разом, манифест 17 октября знаменует собою величайший пе­реворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш стано­вится народом политически свободным, наше государство — правовым государством, а в наш государственный строй вводит­ся новое начало — начало конституционной монархии.
58

Новый порядок, призывая всех русских людей, без различия сословий, национальности и вероисповедания, к свободной пол­итической жизни, открывает пред ними широкую возможность законным путем влиять на судьбу своего отечества и предо­ставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок вместе с тем налагает на всех тех, кто искренне желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потрясения, святую обязанность в настоящий момент, переживаемый нашим отечеством, момент торжествен­ный, но полный великой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября, на­стоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственною властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленному к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.
Какие бы разногласия ни разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших пол­итических форм и грозящая уже не только процветанию, а са­мому существованию нашего отечества, призывает всех к еди­нению, к деятельной работе для создания сильной и автори­тетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных ре­форм вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.
С этой целью, на почве признания начал, возвещенных в высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглаша­ются войти как отдельные лица, так и целые партии, програм­мы коих в основных чертах совпадают с программой союза. Со­юз этот получает наименование «Союза 17 октября» и провоз­глашает следующие основные положения:
1. Сохранение единства и нераздельности Российского госу­дарства
Положение это обязывает признать, что жизненным услови­ем для укрепления внешней мощи России и для ее внутренне­го процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение

это обязывает противодействовать всяким предположениям, правленным прямо или косвенно к расчленению империи и замене единого государства государством союзным или союз* государств. При широком развитии местного самоуправления всем пространстве империи, при прочно установленных осно ных элементах гражданской свободы, при участии равно вс русских граждан без различия национальности и вероисповед ния в создании правительственной власти, при признании с отдельными национальностями самого широкого права на удо летворение и защиту своих культурных нужд в пределах, дс пустимых идеей государственности и интересами других наци ональностей, такое положение, отрицающее идею федерализм в применении к русскому государственному строю, вполне д пускает объединение отдельных местностей империи в области ные союзы для разрешения задач, входящих в пределы ме ного самоуправления, и нисколько не препятствует мест особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управ­лении, основанных на признании безусловного равенства в пра­вах всех русских граждан. Исключительно за Финляндией при­знается особое положение, дающее ей право на известное ав­тономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с империей.
2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем изби­рательном праве
Это положение обязывает к осуществлению начала общего из­бирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение далее призывает к коренному преобразованию на­шего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с монархом, в законодательных трудах и управлении страной.
Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограни­ченный самодержец, всемогущий по идее, но связанный в дей­ствительности всеми путями приказного строя, слабый вследст-вии отчужденности от него народа, становится конституцион­ным монархом, который, правда, находит пределы своей воли в правах народного представительства, но который в самом еди­нении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государ-
60

ственного строя получает и новую мощь, и новую высокую за­дачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в на­родном сознании по-прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывною связью преемственно сменяющих­ся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуты грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величай­шей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и ме­стными интересами, над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназна­чение — явиться умиротворяющим началом в той резкой борь­бе, борьбе политической, национальной и социальной, для ко­торой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому по­сягательству, откуда бы оно ни шло, на права монарха и на права народного представительства, как эти права определятся на почве манифеста 17 октября, должно входить в задачи «Со­юза». Только этим путем, путем единения монарха с народом, может быть создана сильная, уверенная в себе правительствен­ная власть, которая сумеет вернуть нам мир.
3. Обеспечение гражданских прав
В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственную надежную основу для всестороннего развития как духовных сил народа, так и есте­ственной производительности страны. Манифест 17 октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач «Союза».
Сюда входят прежде всего: свобода совести, свобода слова ус­тного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относит­ся обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свобода приобретения собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность лич­ности, жилища, переписки, собственности граждан. Все эти права, огражденные законом, имеют один естественный предел — в пра­вах других граждан и в правах общества и государства. Никто не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению имущества и т.п. без постановления соответственной су­дебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвине­нию, должно в точно определенный и кратчайший срок, например в 24 часа в городах, быть представлено судебной власти либо ос­

вобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательства со стороны частных лиц, так и со стороны лиц должностных, должны быть поставлены под защиту уголовных законов; особ должна быть установлена судебная ответственность должно лиц, каково бы ни было их положение.
4. Неотложность созыва Государственной думы
В убеждении, что дальнейшее развитие политических фор должно находиться в органической связи со всей предшествующ исторической жизнью России, что созыв, как того требуют н
торые партии, учредительного собрания, которое своею влас___
определяет свою компетенцию, предполагает как бы отсутстви всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи прошедшим, поведет к пересмотру таких начал нашего политич ского и общественного быта, кои не могут быть поколеблены бе~ тяжелого революционного потрясения всей страны, что обуслов­ленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит на неопределенное время восстановление нормального хода госуда ственной жизни и законодательной работы, а вместе с тем и ра решение некоторых неотложных вопросов, связанных с жизненны­ми интересами широких масс населения. «Союз» высказывается против созыва Учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны. Государственная душ первого созыва должна взять на себя проведение ближайших п~ очереди политических реформ, направленных к усовершенствова­нию народного представительства, как-то: пересмотр избирательно­го закона, положения о Государственной думе и т.п. Но рядом с этим и одновременно она должна приступить к разрешению тех; насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотлож­ная необходимость разрешения коих выдвинута самою жизнью. Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению «Союза», должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первенственной государственной важности:
а) крестьянский вопрос
Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлен ны меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян; к полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юриди­чески принижающих податные сословия, отмена административной опеки и признания мирского землевладения институтом граждан­ского права. Помимо забот к поднятию производительности земле­делия, мерами к подъему крестьянского благосостояния; являются: урегулирование мелкой земельной аренды, преобразование дея­тельности крестьянского поземельного банка, содействие расселе­нию и переселению ближайшему и дальнейшему, признание госу­дарственных и удельных земель возможным фондом для удовлет^
62

ворения земельной нужды крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чресполосных крестьянских и поме­щичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, и, наконец, при недостаточно­сти этих мер, допустимое в случае государственной важности при­нудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законода­тельной властью.
б) рабочий вопрос
Рабочий вопрос является в настоящее время одним из самых острых вопросов и имеет все права на особенные заботы со сто­роны Государственной думы. Он не может быть, однако, решен удовлетворительно в интересах самих же рабочих без поддержки промышленности вообще: только правильно развивающаяся про­мышленность страны может обеспечить рабочих. «Союз» полагает, что Дума должна поставить себе общую задачу пересмотра, усо­вершенствования и расширения законодательства о рабочих в со­ответствии с местными особенностями отдельных производств и с началом, принятым в этой области в наиболее просвещенных про­мышленных государствах. Сюда также относятся: меры по обеспе­чению рабочих и их семей на случай болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах.
Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек как средств защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем регулиро­вать условия этой экономической борьбы. Для этого, с одной сто­роны, должен быть выработан ряд действенных мер к устранению случаев насилия над личностью и посягательства на имущество как способов принуждения к вступлению в союз или к участию в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие производства, предприятия и учреждения, от коих за­висит жизнь и здоровье населения, важные общественные и госу­дарственные интересы, безопасность государства, интересы оборо­ны; а условия работы и службы в таких отраслях, за которыми должно быть признано государственно значение, должны быть подчинены особым узаконениям, ограждающим интересы рабочих и служащих, но подчиняющим их высшему государственному инте­ресу.
в) развитие и укрепление начал местного самоуправления Необходимым условием для обновления политической й обще­ственной жизни России и для полного и последовательного про­ведения провозглашенных манифестом начал свободы является преобразование местного земского и городского самоуправления с Расширением его прав и круга деятельности, с приданием ему большей  самостоятельности  и упразднением  административной
63

опеки, с устройством мелкой земской единицы, с устранением словности, с распространением начал самоуправления по возмоз ности на все местности империи, с привлечением к участию в моуправлении возможно широкого круга лиц. Участие в обыкнс венном самоуправлении будет лучшей школой политической св боды для народа.
г) заботы о народном образовании
Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня рода и при распространении в его среде грамотности можно ожи^ дать, что он достигнет и политической зрелости, и хозяйственног благосостояния, что самая судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательное с которой население отнесется к осуществлению дарованных еъ прав, «Союз» высказывается за то, чтобы нужды народного прс свещения были выдвинуты в законодательных работах Думы первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассв нованы самые широкие средства. В частности, должны быть прк няты все меры, чтобы в скорейшем времени могло быть пра чески осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с эти должно быть увеличено число средних и высших учебных заведе ний, особенно технических, в пределах действительной обществен-] ной потребности, с предоставлением самой широкой свободы час-j тной и общественной инициативе в деле открытия и содерз учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотре программы с целью их упрощения и приближения к потребност и должна быть установлена прямая преемственная связь ме различными ступенями школ.
д) реформы судебные и административные
Упорядочение форм общежития и упрочение гражданской сво­боды возможно лишь тогда, когда население страны находит опо­ру и защиту всех своих прав в суде и когда деятельность адми­нистративных властей поставлена в границы, ясно очерченные в, законе. Исходя из этих положений, «Союз 17 октября» ставит себе задачей проведение в Государственной думе таких реформ, кои направлены к введению бессовловнрго суда, руководствующегося! общими для всего населения законами, к введению выборного на-! чала в местную юстицию, к установлению независимости суда от5 воздействия администрации и упразднению судебно-административ-1 ных учреждений, к ограждению гласности производства и расши­рению компетенции суда присяжных. В сфере административного строя, кроме общего его упрощения и подчинения его деятельно- \ сти строгим нормам закона, следует установить доступный всем | способ обжалования распоряжений и действий административных властей, порядок строгой ответственности, уголовной и граждан­ской, за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для уничтожения тягостной всем волокиты надле­жит установить в законе срочность работ администрации
64

е) меры экономические и финансовые
Ввиду громадных расходов, предстоящих в ближайшие годы го­сударственному казначейству для осуществления неотложных важ­ных культурных задач, а также в интересах государственной обо­роны в деле пересоздания наших военных сухопутных и морских сил, нельзя рассчитывать на сокращение государственной сметы расходов и на облегчение общего податного бремени. Но уже в ближайшее время возможно осуществить более рациональную и справедливую налоговую систему и передвинуть податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные. С целью подъема арендного благосостояния, увеличения государственных доходов й в интересах распределения обложения в соответствии с платежны­ми силами плательщиков предполагается:
1) меры содействия подъему производительных сил, особенно в области сельскохозяйственной промышленности;
2) организация доступного населению сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита;
3) широкое распространение в населении технических знаний с целью поднятия производительности народного труда, причем дол­жен быть облегчен доступ к эксплуатации лесных и минеральных богатств, принадлежащих государству;
4) развитие прямых налогов на основе прогрессивного подоход­ного обложения с постепенным понижением косвенного обложения предметов первой необходимости;
5) развитие сети железных дорог, а равно водяных, шоссейных и грунтовых дорог.
Как бы, однако, ни были необходимы и действенны все ука­занные меры, следует помнить, что подъем народного благососто­яния возможен лишь при том условии, чтобы нашему националь­ному характеру были возвращены те драгоценные качества, кото­рых он лишился под влиянием старого порядка, основанного на правительственном надзоре, правительственной опеке, правительст­венной помощи. Политическая и гражданская свобода, провозгла­шенная манифестом 17 октября, должна пробудить к жизни дрем­лющие народные силы, вызвать дух смелой энергии и предприим­чивости, дух самодеятельности и самопомощи и создать прочную основу и лучший залог нравственного и общественного возрожде­ния и экономического процветания.
Основная программа «Союза 17 октября». М., 1906.
ЗАЯВЛЕНИЕ ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ, ВНЕСЕННОЕ 8 МАЯ 1906 г.
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПЕРВОГО СОЗЫВА
1. Увеличение площади землепользования населения, обрабаты­вающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малозе­мельных крестьян и других разрядов земледельцев, — государст­

венными, удельными, ибинетсклми, монасгарскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели» за счет государства, в потребных размерах частновладельческих зе­мель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, т.е. сообразно с нормальной для данной местности доход­ностью, при условии самостоятельного ведения хозяйства, не при­нимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.
2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Начала, на которых земли этого запаса подлежат передаче нуждающемуся в них населению, должны быть установлены сооб­разно с особенностями землевладения и землепользования в раз­личных областях России.
Признавая руководящим началом земельной политики передачу земли в руки трудящихся, мы считаем, что приведенные положе­ния могут быть развиты следующим образом:
1. Право на расширение землепользования признать надлс за малоземельными и безземельными земледельческими семьями, ведущими хозяйство на землях как надельных, так и на принад лежащих им на праве частной собственности или арендовать Там, где существует особый класс безземельных сельскохозяйс венных рабочих, последние подлежат обеспечению землей на же основаниях. Особыми правилами также должен быть определ отвод земли семьям, прекратившим хозяйство вследствие малоз мелья, если они пожелают восстановить собственное хозяйств Местным землеустроительным учреждениям должно быть пред" ставлено возбуждение вопросов об изменении круга лиц, подле щих, сообразно с местными условиями, земельному обеспечению.
2. Для каждой местности (губерний, района, уезда или част его) должен быть установлен нормальный размер земельно обеспечения, до Которого, при имеющемся запасе земли и пр мая в расчет возможные добровольные выселения, — до/ быть доводимо количество земли у земледельческого населег При этом является желательным доведение размеров обеспече: до потребительной нормы, т.е. до такого количества земли, до рое по местным условиям и принимая в расчет прочные промы ловые доходы, где таковые существуют, — было бы достаточн для покрытия средних потребностей в продовольствии, жилищ одежде и для несения повинностей. Расчет земельной нормы в
дется на едока.
3. Обеспечению землею в указанных размерах должны подл жать поэтому те земледельцы, которые или вовсе не имеют н дельной или собственной земли, или имеют её меньше устано ленной для данной местности общей нормы.
4. Для образования государственного запаса, как уже сказан кроме земель государственных, удельных, кабинетских, церковт монастырских должны поступить и земли, обязательно отчуждае из частного владения отдельных лиц и учреждений.
66

5. При отчуждении частновладельческих земель надлежит ус­тановить следующие правила:
а) без всяких ограничений подлежат отчуждению все земли, обычно сдававшиеся до 1 января 1906 г. в аренду за деньги, из доли или за отработки, а также земли, обрабатывавшиеся пре­имущественно крестьянским инвентарем, и земли, впусте лежа­щие, но признанные годными для обработки. Кроме того, для каждой местности закон должен определить высший размер зем­левладения при условии ведения собственного хозяйства (своим скотом и орудиями), т.е. определить, больше чего никто не мо­жет владеть землей, и все, что окажется больше этого размера, также подлежит отчуждению без каких-либо ограничений;
б) земля, не превышающая по площади установленного зако­ном высшего размера на одного владельца и обрабатываемая его инвентарем, также должна подлежать обязательному отчуждению, если местное земледельческое население не может получить до­статочного обеспечения из других земель той же местности или если отчуждение является необходимым для устранения вредной чересполосицы и других существенных недостатков в расположе­нии наделов и в составе их по угодиям;
в) не подлежат отчуждению:
аа) небольшие участки, не превышающие трудовой нормы, определяемой по местным условиям;
бб) городские выгонные земли, а равно земли, принадлежа­щие городам, местечкам, земствам, учебным и благотворитель­ным учреждениям, поскольку они непосредственно служат для общественно-санитарных, учебных и т.п. целей;
вв) земли под усадьбами, садами, огородами (кроме отдавае­мых в аренду), искусственными лесонасаждениями, виноградни­ками, хмельниками, питомниками и т. п. за исключением, одна­ко, случаев, коща отчуждение этих земель необходимо для устра­нения вредной чересполосицы;
гг) земли, на которых расположены фабрично-заводские или сельскохозяйственные промышленные заведения, т.е. земли, для них технически необходимые, находящиеся под строениями, складами, сооружениями и пр. Но земельные угодья, обслужива­ющие хозяйственные потребности этих предприятий, должны подлежать отчуждению наравне с другими землями, лишь с ус­тановлением известного порядка и последовательности перехода их в государственный земельный запас;
дд) участки, которые центральным землеустроительным уч­реждением признано будет необходимым сохранить ввиду их ис­ключительного характера и общеполезного значения.
6. Земли из государственного земельного запаса передаются в долгосрочное пользование на Ьрок, установленный подлежащими учреждениями, без права переуступки. За все земли, отводимые из государственного запаса, взимается плата, размер которой оп-з* ­
67

ределяется соответственно доходности земель и сообразно с об­щим планом земельного обложения. ^
7. Из государственного земельного запаса отводятся земли сначала местному малоземельному и безземельному населе­нию, - закон определяет, что разумеется под местным населе­нием. За удовлетворением потребности местного населения, оста­ющиеся свободными земли государственного земельного запаса предназначаются для переселенцев, не получивших земельного обеспечения по месту прежнего жительства.
8. В местностях, изобилующих лесами, под земельное обеспе­чение земледельцев могут быть обращаемы леса, не имеющие защитного и водоохранного значения. Леса в прочих местностях подлежат отчуждению и остаются в распоряжении государства в тех размерах, как это требуется нуждою населения в лесных ма­териалах. Порядок снабжения населения лесными материалами из этих лесов определяется особыми правилами.
9. Закон, установив общие основы земельной реформы, дол­жен допускать со стороны местных учреждений представления о некотором видоизменении этих норм согласно с местными усло­виями, но с непременным сохранением самой основы рефор­мы - прочного обеспечения землею земледельческого населения путем обязательного отчуждения.
10. Закон должен установить систему и порядок учрежде­ний-центрального и местного-для подготовки и проведения зе­мельной реформы. Учреждения эти должны немедленно присту­пить к собиранию и разработке необходимых материалов, имея в виду положения, нормы, установленные законом, и стоя в тес­ной связи с местным населением.
Мы предлагаем избрание Комиссии из 33 членов для разра-* ботки и внесения в Думу законопроекта по земельному делу и просим передать в эту Комиссию, как материал, настоящую за* писку нашу. -?.
Законодательные проекты и преде положения партии народной свобо­ды. 1905-1907 гг. С. 301-^304.
ПРОЕКТ ЗАКОНА О СОБРАНИЯХ
Внесено в Государственную думу первого созыва в порядке 55 ст. Учр. Гос. Думы^ЗО мая 1906 г.
1. Российские граждане вольны собираться мирно и без ору­жия, не испрашивая на то предварительного разрешения.
2. Воспрещаются собрания под открытым небом расстоя­нии одной версты от места действительного пребывания госуда­ря императора и от места заседания Государственной думы, во время ее сессии.
68

3. Воспрещаются всякие собрания на полотне железных до­рог.
4. Собрания на площадях, улицах ив других проездах и проходах, открытых для общественного пользования, допускаются постольку, поскольку они не препятствуют свободному уличному движению.
5. Собрание признается публичным, если доступ в оное не обусловлен личным приглашением. Собрания членю обществ или союзов зарегистрированных не признаются публичными.
6. О публичных собраниях, созываемых для совместного об­суждения государственных и общественных вопросов, в городских поселениях или на расстоянии пяти верст от оных, устроители обязаны известить начальника местной полиции (градоначальни­ка, обер-полицеймейстера, исправника) не позднее чем за 24 часа до созыва собрания.
О собраниях, созываемых по воспоследовании указа, назнача­ющего время выбора в Государственную думу, заявление должно быть делаемо не позднее как за четыре часа до времени откры­тия собрания.
За несоблюдение этого правила устроители подвергаются де­нежному штрафу не свыше 100 рублей.
7. Для собраний, устраиваемых за пределами городских посе­лений и пятиверстного от оных расстояния, предварительное за­явление не требуется.
8. По требованию устроителей собрания полицией) выдается удостоверение в сделанном заявлении, с указанием дня и часа.
9. Начальник местной полиции может назначить дли присут-ствования на собрании уполномоченное лицо, обязанное быть в форменной одежде.
10. Начальнику местной полиции или уполномоченному от него лицу полицейской службы предоставляется закрыть публич­ное собрание: а) если оно состоится в нарушении правил статей 2-4 настоящего закона и б) если оно примет характер, непос­редственно угрожающий общественной безопасности.
11. Если по объявлении собрания закрытым присутствующие на нем не разойдутся, то начальнику полиции или уполномо­ченному от него лицу предоставляется, по двукратном предуп­реждении, удалить неповинующихся мерами принуждения.
12. Статьи 6-10 настоящего закона не распространяются на публичные собрания, устраиваемые по распоряжению правитель­ственных мест и лиц или органов местного самоуправления.
Законодательные проекты и пред­положения партии народной свобо­ды. 1905 -1907 гг. С. 23 - 27.

ПРОЕКТ ЗАКОНА О СОЮЗАХ
Внесено в Государственную думу первого созыва в порядке 55 ст. Учр. Гос. Думы 1 июня 1906 г.
Положения общие
1. Союзом или обществом по смыслу настоящего закона по­читается всякое соединение нескольких лиц, избравших предме­том своей совокупной деятельности определенные цели (религи­озные, нравственные, благотворительные, научные, политические и общественные экономические, цели общения, развлечения, раз­вития духовного, физического и т.п.), равно как соединение двух или нескольких союзов непосредственно или посредством их уполномоченных.
2. Российские граждане вольны составлять союзы в целях, не­противных уголовным законам или добрым нравам, не испраши­вая на то разрешения правительственной власти.
3. Собрания союзов подчиняются общим постановлениям о собраниях.
4. О закрытии союза, установленного в целях, противных уго­ловным законам или добрым нравам, или направившего свою деятельность к таковым целям, начальник местной полиции (градоначальник, обер-полицеймейстер, исправник) относится К| прокурору местного окружного суда с присоединением необходи­мых данных и доказательств, каковое требование прокурор, вме­сте с своим письменным заключением, предлагает на рассмотре­ние окружного суда.
5. Предложенное прокурором дело о закрытии союза рассмат­ривается окружным судом по гражданскому отделению особо от могущего возникнуть уголовного производства против отдельных членов союза. Решения постановляются в судебном заседании и по выслушании заключения прокурора. О сроке рассмотрения дела окружной суд извещает повесткою подлежащий союз в лице его правления, а при несуществовании такового лице его от­дельных членов, в числе не менее трех.
0. Постановление окружного суда может быть обжаловано за­интересованными лицами и прокурорским надзором в месячный срок в апелляционном порядке.
При производстве дела о закрытии союза в судебной палате применяются правила статьи 5 сего закона.
О порядке приобретения союзами прав юридического лица
7. Союзы, которые не имеют целью получение прибыли от ведения какого-либо хозяйственного предприятия, если желают приобрести права юридического лица, должны иметь писаный устав.
8. В писаном уставе союза (ст. 7) должны быть указаны:
а) название общества или союза, его цель и местонахождение;
70

б) порядок вступления и выбытия членов;
в) имущество общества, если таковое имеется, и обязанность членов делать какие-либо взносы, размер этих взносов и порядок их поступления, назначение, которое должно получить принадле­жащее союзу имущество, в случае его прекращения;
г) состав правления, способ его образования и предметы его ведения;
д) время и порядок созыва общего собрания членов и пред­меты его ведения;
е) порядок изменения устава.
9. Союзы, означенные в статье 7 настоящего закона, приобре­тают права юридического лица через внесение их в реестр об­ществ и союзов, открываемый для сего в ведении старшего нота­риуса.
10. Заявление о внесении союза в реестр (9 ст.) представляет­ся по местонахождению союза подлежащими старшему нотариу­су лицами, стоящими во главе союза, в числе не менее трех, с нотариальным засвидетельствованием их законной правоспособно­сти и подлинности подписей и с приложением заверенного ими устава, в двух экземплярах. Старший нотариус в течение не бо­лее семи дней, удостоверившись в соблюдении союзом всех предписанных сим законом правил и в достаточной определи­тельности постановлений устава по предметам, означенным в статье 8 сего закона, удовлетворяет ходатайство, в чем учиняет на обоих представленных ему экземплярах устава соответствую­щую надпись и один из них возвращает просителям.
11. При учинении означенной в статье 10 надписи старший нотариус взимает 3 рубля на предмет напечатают о сем объяв­ления в местной газете.
12. На отказ старшего нотариуса в удовлетворении ходатайст­ва о внесении союза в реестр жалобы приносятся в общем по­рядке и разрешаются подлежащими судебными местами не ина­че, как по выслушании заключения прокурора (ст. 343-347 уст. гражд. суд.).
13. По делам, в ст. 10 и 12 означенным, прокурор имеет пра­во приносить протесты на постановления старшего нотариуса и на определения судов, с соблюдением сроков и порядка, для жа­лоб частных лиц постановленных.
14. Из реестра старшим нотариусом выдаются в случае надоб­ности правительственным установлениям, должностным и част­ным лицам справки по их о том заявлениям и просьбам.
15. Союз, внесенный в реестр, признается юридическим ли­цом и может от своего имени приобретать и отчуждать права по имуществу, между прочим, право собственности и другие права на недвижимые имения, принимать на себя обязательства, ис­кать и отвечать на суде.
16. О всяком изменении устава союза по перечисленным в ст. 8 предметам, а также о состоявшемся закрытии союза по по­

становлению его членов союз заявляет старшему нотариусу для отметки в реестре в порядке ст. 10-13.
17. Союзы, имеющие своею целью получение прибыли от ве­дения какого-либо хозяйственного предприятия (товарищества и компании), приобретают права юридического лица в порядке, гражданскими законами установленном.
Законодательные проекты и пред­положения партии народной свобо­ды. 1905 -1907 гг. С. 28 - 32.
ПРОЕКТ ЗАКОНА О ПЕЧАТИ
Внесено в Государственную думу первого созыва в порядке 55 ст. Учр. Гос. Думы 4 июля 1906 г.
I. О свободе печати
1. Печать свободна. Цензура отменяется безусловно и навсег­да. Свобода печати подлежит только тем ограничениям, которые установлены настоящим законом.
2. Никакие взыскания за нарушение правил о печати не мо­гут быть налагаемы иначе, как в судебном порядке. Преступные деяния, совершенные путем печати, за исключением дел, пресле­дуемых в порядке частного обвинения, или не иначе, как по жа­лобам, сообщениям или объявлениям потерпевшего, а также на­рушения правил о печати, подлежат ведению суда присяжных.
3. Всякое произведение печати, за исключением запрещенных приговором суда, подлежит свободному обращению в стране и беспредятственному распространению.
4. Книгопечатание и книготорговля свободны. Открытие типо­графий, литографий, металлографии и иных заведений для тис­нения букв и изображений, а равно открытие заведений, произ­водящих и продающих принадлежности тиснения, подлежит только тем ограничениям, которые установлены ныне или могут быть установлены впредь промысловым законодательством вооб­ще для промышленных заведений или личных промысловых занятий.
П. О произведениях печати вообще
5. К произведениям печати, подлежащим действию настояще­го закона, относятся размножаемые механическим или химиче­ским способами книги, брошюры, повременные издания, отдель­ные листы или ноты, изображения, чертежи, планы и карты.
6. На каждом выходящем в свет произведении печати долж­ны быть обозначены фирма и адрес заведения для тиснения в
72

типографии, литографии, металлографии, в коем означенное про­изведение отпечатано.
Настоящее правило не применяется к произведениям, служа­щим целям промышленности и торговли или домашнего и об­щественного обихода, как-то: к циркулярам, прейскурантам и т.п., а также к избирательным бюллетеням, если они соответст­вуют форме, установленной законом или правительственным рас­поряжением.
7. Содержатели заведений для тиснения представляют через начальника местной полиции в двухнедельный срок по два эк­земпляра каждого произведения, а равно каждого номера, или выпуска повременного издания для императорской публичной библиотеки, и по одному экземпляру для императорской акаде­мии наук и для московского публичного Румянцевского музея.
8. Ввиду угрожающей или уже наступившей войны председа­телю Совета министров предоставляется право воспрещать обна­родование сведений, касающихся передвижения войск и средств обороны.
9. По делам об оскорблениях в тех случаях, коща обвиняе­мый не допускается до представления доказательств достоверно­сти позорящего обстоятельства (диффамация), прения, происхо­дившие в суде, хотя бы и публично, не подлежат обнародова­нию. Жалобщику предоставляется право обнародования своей первоначальной жалобы. Воспрещение, установленное настоящей статьей, не распространяется на судебный приговор.
10. По делам, производящимся при закрытых дверях присут­ствия, могут быть печатаемы только резолютивные части поста­новленных судом приговоров.
Ш. О повременных изданиях в особенности
11. Повременными изданиями считаются газеты и журналы, выходящие в свет под одним и тем же заглавием с последова­тельной нумерацией, не реже двух раз в год.
Примечание. Правила, установленные настоящим законом для повременных изданий, не распространяются на издания Государ­ственной думы, городских и земских учреждений, ученых об­ществ и на выходящие периодически в свет сообщения, предназ­наченные исключительно для редакций повременных изданий.
12. Повременные издания не могут быть приостанавливаемы или запрещаемы навсеща ни в административном, ни в судеб­ном порядке.
13. На каждом номере или книжке повременного издания должны быть напечатаны кроме обозначения фирмы и адреса типографии фамилия издателя и ответственного редактора, а так­же адрес редакции.
14. Ответственными редакторами повременных изданий не могут быть лица, не имеющие постоянного пребывания в Рос-
73

сии, не достигшие совершеннолетнего возраста или ограничен­ные в правах по приговору суда. [
15. Ответственный редактор повременного издания обязан без­отлагательно напечатать, без всяких изменений и примечаний в тексте, сообщенные ему заинтересованным правительственным учреждением или частным лицом фактические опровержения и исправления обнародованных им известий. »-
Означенные опровержения и исправления должны быть на­печатаны тем же шрифтом и в том же отделе, как и первона­чальное известие, и притом бесплатно, если занимают место не более как вдвое против сообщения, на которое служат ответом.
Опровержения и исправления должны быть подписаны заин­тересованным учреждением или лицом.
IV. О произведениях печати, издаваемых за границей
16. Произведения печати, изданные за границей, за исключе­нием запрещенных приговором суда, допускаются к свободному обращению в пределах империи.
V. О взысканиях, налагаемых за нарушение правил о печати
17. Виновный в нарушении правил, установленных ст. 6 и 13, наказывается:
денежною пенею не свыше 300 рублей.
Если означенное нарушение содеяно путем напечатают заве­домо ложных сведений, то виновный наказывается: заключением в тюрьме не свыше 6 месяцев.
18. Виновный в нарушении правила, установленного ст. 7, на­казывается помимо взыскания стоимости недоставленных экземп­ляров денежною пенею не свыше 50 рублей.
19. Виновный в нарушении правил, установленных ст. 8, 9 и 10, наказывается заключением в тюрьме сроком до одного года или арестом и денежною пенею не свыше 500 рублей.
20. Виновный в нарушении правила, установленного ст. 14, наказывается денежною пенею не свыше 300 рублей.
21. Виновный в нарушении правила, установленного ст. 15, наказывается денежною пенею:
для изданий, выходящих ежедневно, не свыше 25 рублей, а для изданий, выходящих реже, - не свыше 100 рублей за каж­дый номер, вышедший с того дня, коща означенные в помя­нутых статьях опровержения и исправления могли быть на­печатаны, и до дня их напечатают в издании. Тому же наказанию подлежит виновный в ненапечатании су­дебного приговора или определения, подлежащих обязательному напечатают в издании.
22. Виновный в напечатают или выпуске в обращение заве­домо запрещенного по приговору суда произведения печати на­казывается:
74

арестом на срок не свыше 3 месяцев или денежною пенею не свыше 300 рублей.
23. Виновный в хранении для продажи, в продаже или в ином распространении произведения печати, заведомо запрещен­ного к обращению по приговору суда, наказывается:
денежною пенею не свыше 300 рублей.
24. Гл.~У, разд. VIII, отд. I и П, ст. 1004-1048 улож. о нак. угол, и испр., по продолж. 1902 г.37, отменяется.
VI. О преступных деяниях, совершаемых путем печати
25. При рассмотрении дел о преступных деяниях, совершае­мых путем печати, применяются соответственные постановления уголовного уложения 22 марта 1903 г.38 с изменениями, указан­ными в нижеследующих статьях.
26. В изменение и дополнение уголовного уложения впредь до общего его пересмотра:
$ Ст. 128 угол, улож.39 изложить так:
Виновный в оказании дерзостного неуважения верховной вла­сти произнесением или чтением публично речи или сочинения, или распространением, или публичным выставлением сочинения или изображения, наказывается заключением в крепости на срок до одного года. Сверх того суду предоставляется сделать поста­новление об уничтожении означенного произведения.
2) Ст. 129*° заменить статьею нижеследующего содержания: Виновный в произнесении или чтении публично речи или
сочинения, или в распространении, или публичном выставлении произведений, прямо призывающих к учинению убийства, раз­боя, поджога или одного из преступных действий, предусмотрен­ных ст. 99, 100, 108 и 109 угол, улож.41, если сие учинено с целью побудить к совершению одного из сих преступлений, на­казывается заключением в крепости на срок не свыше двух лет. Если же последствием означенных действий было совершение одного из указанных преступлений, то виновный, если не подле­жит более строгому наказанию, как соучастник, наказывается за­ключением в крепости на срок не свыше пяти лет.
3) Ст. 309 п.142 отменить.
VII. О порядке производства дел по преступным деяниям, со­вершенным путем печати
27. Дела о преступных деяниях, совершенных путем печати, назначаются к слушанию вне очереди.
28. Правила о судопроизводстве по нарушениям постановле­ний о печати (кн. Ш, разд. IV, гл. II, отд. I уст. угол, судопр. ст. 12131""17) отменяются.
Законодательные проекты и пред­положения партии народной свобо­ды. 1905-1907 гг. С. 15-22.
75

ПРОГРАММА «ПРОГРЕССИВНОГО БЛОКА»
Нижеподписавшиеся представители фракций Гос. думы, исхо­дя из уверенности, что только сильная, твердая и деятельная власть может привести отечество к победе и что такою может быть лишь власть, опирающаяся на народное доверие и способ­ная организовать активное сотрудничество всех граждан, пришли к единогласному заключению, что важнейшая й насущнейшая задача создания такой власти не может быть осуществлена без выполнения нижеследующих условий:
Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учрежде­ниями относительно выполнения в ближайший срок определен­ной программы.
Решительное изменение применявшихся до сих пор приемов управления, основывавшихся на недоверии к общественной само­деятельности, в частности: а) строгое проведение начала законно­сти в управлении, б) устранение двоевластия военной и граждан­ской власти в вопросах, не имеющих непосредственного отноше­ния к ведению военных операций, в) обновление состава мест­ной администрации, г) разумная и последовательная политика, направленная на сохранение внутреннего мира и устранение роз­ни между национальностями и классами.
Для осуществления такой политики должны быть приняты следующие меры как в порядке управления, так и в порядке за­конодательства:
1. В путях монаршего милосердия прекращение дел, возбуж­денных по обвинению в чисто политических и религиозных пре­ступлениях, не отягчённых преступлениями общеуголовного ха­рактера, освобождение от наказания и восстановление в правах, включая право участия в выборах в Гос. думу, в земские и го­родские учреждения и т.д. лиц, осужденных за те же преступле­ния, и смягчение участи остальных осужденных за политические и религиозные преступления, за исключением шпионов и преда­телей.
2. Возвращение высланных в административном порядке за дела политического и религиозного характера.
3. Полное и решительное прекращение преследований за ве­ру, под какими бы то ни было предлогами, и отмена циркуля­ров, последовавших в ограничение и извращение смысла указа 17 апреля 1905 года43.
4. Разрешение русско-польского вопроса, а именно: отмена ог­раничений в правах поляков на пгюстранстве всей России, неза-
76

медлительная разработка и внесение в законодательные учрежде­ния законопроекта об автономии Царства Польского и одновре­менный пересмотр узаконений о польском землевладении.
5. Вступление на путь отмены ограничений в правах евреев, в частности, дальнейшие шаги к отмене черты оседлости, облег­чение доступа в учебные заведения, отмена стеснений в выборе профессий. Восстановление еврейской печати.
6. Примирительная политика в финляндском вопросе, в част­ности, перемены в составе администрации и сената и прекраще­ние преследования против должностных лиц.
7. Восстановление малорусской печати; немедленный пере­смотр дел жителей Галиции, содержащихся под стражей и со­сланных, и освобождение тех из них, которые подверглись пре­следованию невинно.
8. Восстановление деятельности профессиональных союзов и прекращение преследования представителей рабочих в больнич­ных кассах по подозрению в принадлежности к нелегализован-ной партии. Восстановление рабочей печати.
9. Соглашение правительства с законодательными учреждени­ями относительно скорейшего проведения:
а) всех законопроектов, имеющих ближайшее отношение к национальной обороне, снабжению армии, обеспечению раненых, устройству участи беженцев и другим вопросам, непосредственно связанным с войной;
б) следующей программы законодательных работ, направлен­ных к организации страны для содействия победе и к поддержа­нию внутреннего мира:
уравнение крестьян в правах с другими сословиями,
введение волостного земства,
изменение земского положения 1890 года44,
изменение городового положения 1892 года45,
введение земских учреждений на окраинах, как-то: в Сибири, Архангельской губ., Донской области, на Кавказе и т.д.,
законопроект о кооперативах,
законопроект об отдыхе торговых служащих,
улучшение материального положения почтово-телеграфных служащих,
утверждение трезвости навсегда,
о земских и городских съездах и союзах,
устав о ревизии,
введение мирового суда в тех губерниях, ще введение его приостановлено по финансовым соображениям.
Осуществление законодательных мер, в которых может встре­титься необходимость при выполнении в порядке управления, намеченной выше программы деятельности.
Подписали: от прогрессивной группы националистов В.Боб-ринский46, от фракции центра В.ЛьвоФ1, от фракции земцев-ок­тябристов   Я. Дмитрюко^у   от   группы   «Союза   17   октября»
77

С. Шидловский49, от фракции прогрессистов И. Ефремов0, от фракции народной свободы П.Милюков.
Рассмотрев программу ближайших мероприятий по порядку управления и законодательству, объединившую! значительное большинство Гос. думы и одобряя общие основания, намечен­ные в этой программе, группа центра Гос. Совета и примыкаю­щие к ней члены кружка внепартийного объединения и группа академическая с примыкающими к ней беспартийными в соеди­ненном заседании 24 августа 1915 г. постановили: присоединиться к программе, объединившей Гос. думу. Бар. В. Мелл ер-Закомел ь-ский51, Д.Гримм52.
IV Государственная дума. Фракция народной свободы. «Военные» сес­сии. 26 июля 1914 года - 3 сентября 1915 года. Ч. I. Отчет фракции. Пг., 1916. С. 33 - 34.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.